Ketvirtadienį kino centre „Forum Cinemas Vingis“ po ilgo laiko vėl buvo ištiestas raudonas kilimas – į išankstinę filmo „Nova Lituania“ premjerą rinkosi svečiai. Pirmą kartą istorijoje lietuviško filmo premjera vyko visose šio kino centro salėse vienu metu. Debiutinį Karolio Kaupinio filmą šalies žiūrovai kino teatruose galės žiūrėti jau nuo šio penktadienio, birželio 26-osios, sakoma „M-films“ pranešime.
„Kine man labiausiai patinka tas jausmas, kai po filmo jauti, kad žodžiai – tuščias reikalas. Kai pasižiūri filmą, bandai jį atpasakoti žodžiais, o jų neužtenka, nes tai – kažkas daugiau. Šiame filme kalbama daug, bet jei jį pažiūrėjus liks kažkas, kam žodžių neužtenka, tada mums bus pavykę“, – pristatydamas filmą sakė „Nova Lituania“ režisierius ir scenarijaus autorius K. Kaupinis.
„Nova Lituania“ nukelia į 1938-ųjų Kauną: šalis švenčia nepriklausomybės 20-metį, o Europoje kibirkščiuoja karo grėsmė. Geografijos profesorius Feliksas Gruodis nerimauja dėl valstybės ateities ir sugalvoja beprotišką planą. Jis pasiūlo Vyriausybei sukurti atsarginę Lietuvą… Afrikos žemyne – čia galėtų persikelti šalies gyventojai. Filme vaizduojamo profesoriaus prototipas – Kazys Pakštas, geografas ir mokslininkas, tarpukariu išgarsėjęs su atsarginės Lietuvos idėja. Tačiau tai nėra istorinis filmas, tai – istorija, kuri galėjo būti.
Nors daugelis profesoriaus idėjas laiko beprotiškomis ir isteriškomis, filme juo patiki vienintelis žmogus – politika kiek nusivylęs šalies ministras pirmininkas Jonas Servus. Galiausiai premjeras jau skaičiuoja, kiek laivų reikėtų lietuviams persikelti į Afriką: „2 milijonai 800 tūkstančių žmonių. Sakykim, į vieną laivą telpa 500 žmonių. Vadinasi, mums reikės 5 600 laivų. Sakykim, kelionė trunka savaitę pirmyn ir savaitę atgal. Čia bus daugiau nei ketveri metai visos Lietuvos iškėlimui!“
Išankstinėje filmo premjeroje organizatoriai taip pat siekė atkreipti Vyriausybės dėmesį į išskirtinį kino teatrų reguliavimą pasibaigus karantinui. Šalia raudonojo kilimo stovėjo stendas su užrašu „Nediskriminuokite kino teatrų. Naktiniame klube, autobuse gali būti be kaukės, o kino teatre – ne. Jaučiame atsakomybę, bet norime lygių teisių“. „Labai norėtųsi aiškių ir visiems vienodų žaidimo taisyklių, tad palaikome kino teatrus, jiems padėdami kelti klausimus, į kuriuos jie vis dar negauna atsakymų iš Vyriausybės“, – pranešime cituojama „Nova Lituania“ prodiuserė Marija Razgutė.
Filmas „Nova Lituania“ pripažintas geriausiu filmu Atėnų ir Rygos kino festivaliuose, pelnė specialų „Cineuropa“ apdovanojimą Vilniaus kino festivalyje „Kino pavasaris“, o režisierius K. Kaupinis buvo paskelbtas geriausiu režisieriumi Vokietijoje vykusiame „goEast“ kino festivalyje. Filme vaidina Aleksas Kazanavičius, Vaidotas Martinaitis, Valentinas Masalskis, Rasa Samuolytė, Eglė Gabrėnaitė.
Filmo gamybą iš dalies finansavo Lietuvos kino centras prie Kultūros ministerijos.
Художественный фильм «Aли и Нино», созданный британским режиссером Азифом Кападиа, – о прошлом Азербайджана.
В этом году Азербайджан, как и Литва, отмечает столетие своей Независимости. К сожалению, Азербайджану пришлось изведать вкус независимости и свободы более короткий промежуток времени, чем Литве: в большевистской неволе азербайджанцам пришлось жить 71 год.
В Вильнюсе, в кинотеатре Forum Cinemas Vingis, был показан созданный британским режиссером Азифом Кападиа художественный фильм «Али и Нино».
О чем этот фильм? Сколько пришлось говорить с теми, кто его смотрел, многие на первом плане видят красивую, волнующую историю любви.
Баку, начало 20-го века. На фоне назревающих драматических событий (угрожающе приближается Первая мировая война) родовитый мусульманский юноша Али горячо влюбляется в княжну, христианку Нино. Нино отвечает ему взаимностью. Однако религиозные различия препятствуют их отношениям. Всё же благодаря вмешательству посредника, князь в конце концов соглашается на брак дочери с мусульманином.
Дальше – как в детективной мелодраме: бизнес-партнер князя желает Нино и похищает ее. Узнав об этом, Али садится на коня и пускается в погоню за похитителем. В противоборстве с похитителем Али убивает его. По этой причине влюбленные будут разлучены на довольно долгое время.
Самые сладкие мгновения этой любовной истории – кадры, снятые в горах, которые не только ласкают глаз эротическими любовными сценами в горной избушке, но и помогают осознать, что простая жизнь в любви может принести больше радости и смысла, чем роскошный дворец и титулы.
Однако любви не суждено длиться вечно. Война, настигшая регион, неожиданно переключает внимание с любовной истории на показ демократических амбиций Азербайджана и на его тяжелую борьбу за независимость.
Мужчины, пожертвовавшие своими жизнями во имя политических идеалов; женщины, из дворцовых дам превратившиеся в военно-полевых медсестер. Богатая история края, растаптываемая сапогами большевиков. Охраняемая евнухом принцесса, заточенная где-то в далеком персидском дворце.
Простая, волнующая история, обогащающая экзотической приправой, осмысленная в историческом контексте.
На экране –изумительные виды Азербайджана, на их фоне –- нефтепромыслы. Во второй сюжетной линии картины они приобретут важный символический смысл: здесь происходит не только любовная борьба, но и борьба с врагом – большевистской Россией, стремящейся поработить Азербайджан из-за неистощимых нефтяных ресурсов Кавказа (намного позже, уже во время Второй мировой войны, то же самое попытается повторить Адольф Гитлер, только ему не удастся этого сделать).
А большевистская Россия, «унаследовавшая» от царской Российской империи около 100 порабощенных народностей, теперь, после большевистского переворота, будет пытаться и дальше их удержать в еще более жестоких тисках.
Она будут вторгаться по всем направлениям: и на Кавказ, и в провозгласившие себя свободными страны Балтии. Здесь большевиков побьют и они будут вынуждены бежать. Другое случится с народами Кавказа. Их стремление к свободе, их победы окажутся кратковременными.
Народ Азербайджана проиграет эту битву с оккупантами и на долгие десятилетия останется под их пятой – как источник, из которого можно будет черпать дорогие природные ресурсы этой земли.
Свою свободу этот народ вернет себе только после распада империи зла. Однако и после этого, не без помощи России, лелеющей свои имперские умыслы, армяне отторгнут у Азербайджана Нагорный Карабах, другие земли.
И эта оккупация продолжается до сих пор.
Итак, этот фильм можно рассматривать сквозь две призмы: как красивую, трогательную любовную историю и как драматическую, неравную борьбу с поработителями.
Эта линия для меня – самая интересная, вызвавшая наибольшее потрясение.
Эта борьба свидетельствует о стремлении народа любой ценой завоевать себе свободу, свидетельствует о жертвенности и патриотизме. В картине Нино не раз спрашивает Али: что для тебя дороже, – борьба с оккупантом или семья, я, дочь, которая вскоре родится?…
Это одна из самых сильных линий картины – выбор между любовью и стремлением к свободе; личное счастье илиизбавление народа от рабства.
Фильм очень напоминает нашу историю. Нашу борьбу за свободу.
Его стоит посмотреть.
И еще. Азербайджанцы, пригласившие на просмотр этого фильма, очень приветливо встретили зрителей, красиво представили фильм.